Шишлова Елена Юрьевна

«Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй с целью создания единого образовательного пространства»

35532ebae47048e3dbd0e3ac2cd4f6e5.jpg

«Использование разнообразных форм взаимодействия  с семьёй с целью создания единого образовательного пространства»

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители .  

Взаимодействие детского сада и семьи является одной из приоритетных задач в работе Муниципального дошкольного образовательного учреждения  детского сада  № 9 г. Нижний Ломов . Так как определенная роль в установлении партнерских взаимоотношений принадлежит педагогам, то детский сад не первый год включает задачу по вовлечению  родителей в единое пространство детского развития в детском саду  в годовой план.

Я заинтересовалась, насколько родители моих воспитанников удовлетворены взаимодействием с нами -  воспитателями, и попросила родителей заполнить анкету «Оценка взаимодействия с педагогами ДОУ» .

Анализ полученных сведений показал, что у большей  части  родителей низкий уровень удовлетворенности взаимодействием с воспитателями группы.

Значит, приемы и методы взаимодействия с родителями, применяемые в моей группе, оказались не достаточно эффективными.

Мне стало интересно, насколько взаимодействие педагога  с родителями влияет на образовательный процесс и как можно построить эффективные партнерские взаимоотношения с родителями.

Это и определило тему моей работы: «Использование  разнообразных форм  работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства»

Основываясь на годовом плане детского сада взаимодействия с родителями, составила перспективное планирование с родителями моей группы на три года, по необходимости вносила коррективы.

В течение трех лет  использую  разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс, как традиционные – собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные: 
 - проектную деятельность; 
 - тематические родительские собрания, практикумы, семинары; 
 - встречи в семейной гостиной, - заседания в родительском клубе "Домострой"; 
- дни открытых дверей, 
- тематические выставки рисунков, поделок - участие в совместных конкурсах на уровне ДОУ, на городском и районном уровне. -  тренинги, - мастер-классы – журнал «Почемучки». 

Организуя взаимодействие с семьей, старалась создавать условия, в которых родители чувствовали  себя полноправными участниками образовательного процесса.

Мы  разработали и реализовали семейно-групповые проекты, в которых родители являются активными участниками, что дает им возможность приоб­рести новый опыт собст­венного родительского поведения. Темы семейно-групповых проектов: "Любимые комнатные растения", "Наш любимый город Нижний Ломов",  "Все профессии важны, все профессии нужны"; "Пожарный – профессия отважных"; "Ребенок и книга", «Наши защитники», «Моя родословная».   Очень заинтересовала педагогов, детей и родителей создание семейного герба, выставка семейных реликвий. Мы попросили родителей рассказать о реликвиях, особо чтимых и хранимых в семье. Что знают наши дети об этих предметах? При оформлении экспозиции мы помнили, что её цель не только в том, чтобы заинтересовать детей и родителей экспонатами, но и воспитать у детей трепетное отношение и уважение к традициям. Мы хотели, чтобы экспонаты выставки помогли детям прикоснуться к истории и почувствовать, что она близка, ведь об истории семьи ребёнку лучше расскажут не фотографии, а вещи. Наша задумка получила неожиданный отклик, к её осуществлению подключились родители и их друзья, сотрудники детского сада.

Одной из формы вовлечения семьи в образовательный процесс является День открытых дверей. Родители 1 раз в квартал имеют возможность принимать участие в образовательном процессе, происходит знакомство родителей с жизнью детского сада "Включение" родителей в общение и деятельность детей и педагогов , участие в играх, непосредственно образовательной деятельности, знакомились  с традициями ДОУ 
Данные формы работы способствуют единению, партнерству детей, родителей и педагогического коллектива. 

Зачем современным родителям тренинги?
Тренинг дает возможность увидеть свои поведенческие стереотипы, неосознаваемые действия, способствует эмоциональной включенности, активному обмену опытом, ускоряющим формирование новых навыков и умений.

Главная цель любого тренинга — способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком.

В нашем детском саду с 2010 года издается собственный  журнал «Почемучки» для детей и родителей. Мы решили, что выпуск журнала поможет нам активизировать работу с родителями. Журнал -  это включение родителей во все направления жизнедеятельности детсада через различные рубрики – "Игры на досуге", "Наши гости", "А у нас в саду…", "Это интересно", "Папам, мамам, бабушкам и дедушкам", "Знакомьтесь! Наши педагоги" и ряд других.  На протяжении двух лет журнал выходил  раз в квартал,  но постепенно это перестало удовлетворять как педагогов, так и родителей. Поэтому с 1 сентября 2012 года решено было выпускать "Почемучку" раз в месяц. Журнал стал  компактным  и тиражным. По объему – 8-10 страниц формата А4, тираж – десять экземпляров. Журнал  мы печатаем с помощью родителей и распространяем по группам. Его можно взять домой почитать, при желании отксерокопировать и сохранить в семье. 

Мастер-классы  использовала  как эффективную форму взаимодействия взрослых и детей. Основная цель: повышение интереса  родителей к различным видам деятельности  детей.  Для мастер-класса выбирали наиболее доступные и интересные темы. Во время мастер-класса по художественному творчеству наиболее сложную работу выполняли взрослые, а детали и украшение - дети. Работа строилась поэтапно: 1. Знакомство с темой. 2,Рассказ о  значимости для детей дошкольного возраста. 3. Практическая работа 5  Подготовка изделия к выставке "Семейные таланты" 
В  детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок, фотографий , рисунков детей, родителей и педагогов. Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Многие родители не задумываются об этом и не понимают простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идёт не о количестве, а качестве этого времени. Можно, к примеру, на отдыхе целый месяц провести со своим ребёнком, но так и не сблизиться с ним. А бывает так, что час совместной деятельности, останется в памяти у ребёнка навсегда. 
Семьи моих воспитанников принимают  активное участие в городских акциях, выставках, конкурсах, таких как "Мир глазами ребенка", "Земля -  наш дом", "Сделаем наш город чище и красивее", "Лучший пешеход". 
В районом  конкурсе - "Успешная семья года " семьи занимали вторые и третьи места , в районном конкурсе «Папа, мама я » -первое и вторые места.

 На протяжении 6 лет  я -  руководитель семейного клуба "Домострой". Встречи  в клубе направлены на повышение психолого-педагогической грамотности родителей  и помощь в решении вопросов связанных с воспитанием и развитием детей. На встречах в родительском клубе обсуждаются такие темы как: "Гендерное воспитание дошкольников"; "Роль отца в воспитание детей"; "Традиции семьи"; "Семейный отдых". Нами отмечено увеличение численности родителей посещающих родительский клуб. Что подтверждает заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Проводятся обрядовые праздники с привлечение родителей. В дошкольном учреждении стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, Троица, День Ивана Купалы. Все мероприятия проходят при непосредственном участии Совета бабушек,  Совета отцов, Семейной гостиной в которых принимают активное участие и родители моих воспитанников.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. В планах

1.Активизировать работу с родителями через электронные ресурсы;  Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам. 
2.Разработать и реализовать программу "Мы дети одной Земли" В данной программе будут решаться задачи по нравственно-патриотическому воспитанию, изучению традиций разных культур, народов, проживающих на территории Пензенской области

. У нас с родителями воспитанников одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

e2784c9e236ba896f7dc2d55d35ce2bb.jpg

 e70584655deb9cbad11f140c2026f1aa.jpg

a73f65d5615ae11e0505aa00d76d40d5.jpg

a7419eff9b656a3386a40f36bc326cb4.jpg

29d4528a1d3cd7f3afdfeba46560e449.jpg

cc9b43e60cc2b4b3ffe466445383d61e.jpg

20 апреля 2020 в 22:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.